Тинейджер - библиотекарю:
«Руки прочь от Пушкина! Он наш!»

18-19 ноября 2014 г. в Ярославле прошла ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Отражение культурного наследия России в детском чтении: организация работы библиотек, обслуживающих детей, с русской классической литературой и книгами культурно-исторической направленности».

Конференция была организована Областной детской библиотекой им. И.А. Крылова при поддержке Департамента культуры Ярославской области. Форум собрал организаторов детского чтения со всей страны. Помимо Ярославля и районов области, были представлены Республика Коми, Красноярск, Тула, Кострома, Вологда, Волгоград, Орёл, Иваново и Москва. Основным предметом обсуждения стала оценка современного состояния детского чтения и поиск наиболее эффективных методов работы библиотек по привлечению детей к чтению классической литературы. В работе конференции приняли участие более 120 человек: практики библиотечного дела, филологи, психологи, педагоги, а также представитель издательства «КомпасГид».

Заместитель директора департамента культуры Ярославской области Галина Анатольевна Сиротина, приветствуя участников форума, обозначила основные направления государственной культурной политики на современном этапе и подчеркнула, что сегодня библиотеки должны не только заинтересовать детей классической отечественной литературой и богатством родного языка, но и помочь осознать классику как необходимый нравственный, «вневременной» ориентир для становления личности.

Каждый из 20 докладов и сообщений демонстрировал, как мощно развиваются в последние годы детские библиотеки в разных регионах страны, как впитывается и адаптируется опыт коллег, как реально работают новые подходы и методы привлечения современных детей и подростков к классическим текстам, объективно трудным для их понимания.

Заместитель директора по основной деятельности и работе с персоналом Марина Николаевна Залесская рассказала о работе ГБУ Республики Коми Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака. В библиотеке прошла значительная реорганизация и крупномасштабный ремонт, и все подсобные помещения превратились в дополнительное пространство для общения с читателями. Появился отдел электронного обслуживания «Смайлик», комната сказок «У Лукоморья». «Реорганизация позволила нам максимально открыть фонды, – рассказала М.Н. Залесская. – Оказалось, что большая часть фонда читального зала никогда не выдавалась, а теперь все эти книги стоят в свободном доступе». В НДБ им. С.Я. Маршака большой популярностью пользуются Отдел краеведения и коми литературы «Зиль зель» («Колокольчик») и Межкультурный центр чтения «Ошпи» («Медвежонок»), где представлена литература на языках народов России и на иностранных языках. Из множества проектов НДБ выделяется «Папин выходной». В библиотеке заметили, что к ним нередко приходят разведенные отцы, которым вручают ребенка «на выходной», – и библиотека, как оказалось, самое доступное и уютное место, где можно интересно и с пользой провести время.

Заместитель директора КГБУК «Красноярская краевая детская библиотека» Виктория Викторовна Тишакова отметила: прежде чем читать классику, надо сначала научиться читать. Например, в библиотеке есть дни, когда юный читатель, чтобы получить пароль от вай-фая, должен сначала ответить на вопрос викторины, воспользовавшись для этого книгой. «Создавая агентство «Книга в тренде», мы объявили жесткий кастинг для желающих стать участником! – рассказала В.В. Тишакова. – Цель Агентства – научить чтению. Занятия проводят приглашенные специалисты: филолог, журналист, специалист по культуре речи. Дети сами нарисовали логотип Агентства, пишут эссе, снимают и монтируют видеоролики. А самый первый их ролик назывался «Признание в любви библиотеке».

«Ребята думают, что Пушкин и Толстой писали для учителей, критиков и других взрослых», - главный библиотекарь ОГБУК Костромской области «Костромская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара» Любовь Евгеньевна Сычёва считает эту детскую убежденность первым препятствием на пути подростка к классике. Любовь Евгеньевна рассказала о «Газете-заборе»: на стене в библиотеке она вешает большой лист (обычно оборотную сторону от старой афиши, очень чистую бумагу дети не любят!) и ручкой от руки пишет свои любимые стихи, обычно русских классиков. «Сначала ребята в ответ писали то, что обычно пишут на заборе, – говорит Л.Е. Сычёва, – а постепенно рядом со стихами классиков подростки стали оставлять свои стихи - непричесанные, неуклюжие, но стихи! А как-то раз под стихотворением Пушкина, которое я оставила накануне, появилась запись жирным черным фломастером: «Руки прочь от Пушкина! Он наш!» Другое препятствие – в сложности языка, поэтому в Костромской ОДБ им. А.П. Гайдара работает «Школа медленного чтения»: библиотекарь вместе с подростком читает стихотворение и разбирает каждое слово, его значение и контекст. Еще одна форма работы с классикой – «Литературный процесс»: суд над литературным героем, например, над Евгением Онегиным или Петром Гриневым. Ребята берут на себя роль обвинителей и адвокатов, а для доказательства своих доводов привлекают свидетелей. В каждой продемонстрированной форме Л.Е. Сычева раскрывала точные и не банальные детали, которые безошибочно «цепляют» современного подростка.

Все доклады будут опубликованы в сборнике материалов конференции.

В рамках конференции традиционно состоялось награждение лауреатов областного профессионального конкурса на лучшего организатора программы «Летнее чтение-2014» (см. информацию на нашем сайте).

Круглый стол, завершивший форум, стал оживленным и открытым разговором единомышленников. Специалисты единодушно согласились с тем, что библиотекарям необходимо активно помогать и школьным учителям, испытывающим сегодня колоссальные перегрузки, и детям, не умеющим самостоятельно преодолевать проблемы психологического и лингвистического характера, возникающие при чтении классических произведений, и семье, поскольку многие молодые родители сами мало читают.

Вернуться на главную страницу